При свете звезд и «Луны»

«ПЯТИГОРСКАЯ ПРАВДА».
Притяжение театра №10 – 31 января

Почти 15 лет назад в День святого Валентина в одном из старинных московских переулков на маленькой театральной сцене был сыгран спектакль под названием «Византия» по пьесе Н. Гумилева. Этот день можно считать днем рождения «Театра Луны» С. Проханова.

В Праге есть Театр Ночи, в Японии — Театр Тумана, в Париже — Театр Солнца. Не желая обделять российских зрителей, благодаря таланту замечательного режиссера, заслуженного артиста РФ С. Проханова, в нашей стране появился «Театр Луны».

Каждое представление театра — это уникальное зрелище, которое больше не увидишь ни на одной сцене. Здесь не ставят Шекспира (в традиционном его понимании) или Достоевского, но с аншлагом проходят спектакли по произведениям Ф. Фицджеральда, Б. Окуджавы и самого «лунного папы».

Театр, рожденный в День влюбленных, не мог не стать олицетворением этого чувства, все творчество которого происходит под знаком любви и страсти.

У С. Проханова свой стиль, одновременно и фантастический, и реалистичный, но всегда правдивый и искренний. По его убеждению, пьеса должна ставиться с учетом трех основных правилсоставляющих: «нигде», «никогда» и «ни с кем», — только тогда она сможет «взлететь», проникнуть в сердце и душу зрителя.

«Театр Луны» по праву может гордиться своим звездным составом. На его сцене с удовольствием работают не только мастера, но и начинающие таланты. Чего стоит только то, что в стенах этого театра одни из своих первых ролей, принесших им успех, получили Ч. Хаматова, Е. Стычкин, А. Стоцкая. Кроме них, свое сердце «лунному» коллективу отдали Е. Захарова, Е. Кондулайнен, А. Песков, М. Рудинштейн, здесь играют С. Виноградов, Д. Певцов, О. Дроздова, В. Смирнитский, О. Понизова.

И вот, о чудо, столь прославленный коллектив нынешней зимой посетил и наш «уютный уголок». Это событие можно смело назвать значительным в культурной и особенно в театральной жизни КМВ. На сцене ессентукского концертного зала им. Шаляпина «Театр Луны» представил вниманию театралов постановку под интригующим названием «Таис сияющая». Что именно вызвало столь бурный интерес зрителей к этой пьесе, сказать трудно: звездный состав, прославленный режиссер, ореол таинственности, окружающий название и историю театра, или чтото другое. В любом случае, стоит отметить, что в зале в вечер представления практически не было свободных мест, что не может не радовать истинных ценителей искусства.

Декорации постановки переносят зрителей во времена античности, великого Александра Македонского, известного нам по школьным учебникам. Но в них пишут только о его подвигах, завоеваниях, таланте полководца. Но вряд ли хоть в одном учебном пособии дано описание амурных похождений и подвигов легендарного императора.

Его именем называли покоренные им города, его храбростью, безрассудством и отвагой вдохновлялись тысячи воинов. Он создал самую большую и сильную империю. Его обожали женщины и боготворили мужчины. Его учителем был сам Аристотель. Власть над миром сделала его Александром Великим. Но была одна единственная женщина, перед которой он преклонялся, звезда любви, добра и мира, гетера из Белого города — Таис.

Трудно сказать, какие чувства в большей степени вызвали у зрителей постановка пьесы и игра актеров. Но с уверенностью можно утверждать, что не только восхищения были достойны главные герои спектакля, но и сочуствия, понимания и сострадания.

«Таис сияющая» — это история любви, наполненная лирикой, романтизмом и размышлениями о власти, жизни, славе, битвах, победах и поражениях и, конечно, о женщинах. Мужественный и сокрушительный Александр (А. Соколов), пленительная, хрупкая и экзотичная Таис (А. Терехова), взбалмошный и юморной Милий (К. Канахин), воинственный Птолемей (В. Тягичев), мудрая и любящая Азата (Н. Стешенко), преданный и неподражаемый Аристотель (Е. Герчаков) и эксцентричный Дарий (М. Бабичев) покоряли зрителей своим талантом и необыкновенной реалистичностью исполнения. Органично вживаясь в роль, актерам удалось воссоздать на сцене нравы античной эпохи, но самое главное — все оттенки чувств, переживаемых героями. Второе название пьесы «Видения Александра Македонского между двумя битвами» очень точно отражает особенности постановки. Действительно, все происходящее на сцене концертного зала носило печать некой фантазии, красивой, яркой и интригующей.

Как заглавная тема прозвучала мысль о том, что любовь способна творить чудеса. Человек, испытывающий это чувство, уже не хочет драться, убивать и калечить, не хочет побед ценой человеческих жизней и разрушений. Главной его целью становится не только личное счастье, но и благополучие тех, кто его окружает.

Не так часто подобными визитами радуют театралов КМВ московские труппы. Но в этот раз, подарив столь необычное прочтение истории всем пришедшим на спектакль, С. Проханов и его команда, дали им возможность почувствовать себя понастоящему культурными и образованными людьми, побывавшими в столичном «лунном» театре на Малой Ордынке.

Анна Логвина.

Comments are closed