«СЧАСТЬЯ НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ!» («НАБОКОВ. МАШЕНЬКА»)

mash3

НАБОКОВ. МАШЕНЬКА

СЧАСТЬЯ НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ !

Игорь ИЗГАРШЕВ, Владимир МАРТЫНОВ

ПРЕМЬЕРОЙ спектакля «Набоков. Машенька» открыла свой первый полноценный сезон Театральная Компания Сергея Виноградова. Представление было посвящено 100-летнему юбилею В. Набокова. До отъезда в Америку великий русский писатель написал пять романов, ни одна инсценировка которых, по мнению критиков, не имела счастливой сценической судьбы. Впрочем после премьеры «…Машеньки» в постановке Виноградова это утверждение становится весьма спорным. Сам Виноградов в спектакле выступил как режиссер-постановщик и хореограф, доверив выигрышную роль главного героя молодому актеру московского Театра Луны Евгению Стычкину. Набоковский Ганин в его исполнении — одна из бесспорных удач спектакля.

В «Машеньке» Набоков показывает жизнь русского пансиона в Берлине 1924 г. Общая квартира, в которой живут бежавшие в Германию от большевистского переворота эмигранты — поэт Подтягин (Анатолий Шаляпин), любовники-танцоры Колин (Григорий Перель) и Горноцветов (Владимир Тягичев), девушка Клара (Ольга Новикова) и предприниматель Алферов (Борис Каморзин). Последний ждет приезда из России своей жены Машеньки, которую его сосед Ганин, страдающий от одиночества белогвардейский офицер, по фотографиям принимает за свою юношескую любовь. И вспоминает ее. «Человек существует одновременно в мире желаемом и действительном, между явью и сном. Их разделяет стена, она почти преодолима — усилием воображения».

Ганин преодолевает эту стену и в мире желаемом снова встречается со своей Машенькой (Марьяна Арзуманова). Но в мире действительном она оказывается совсем другой женщиной — Марией Алферовой (Зара Арзуманова). Финальный монолог понявшего свою ошибку Ганина достоин стать девизом нашей жизни. Ибо он провозглашает, что все проходяще. И лишь счастье — понятие вечное, которое остается навсегда.

Комментарии закрыты